Выбор программного обеспечения для объекта типа "Аэропорт"
Какое наиболее сложное предприятие вы можете представить? Действительно крупное, объединяющее много различных служб и имеющее сложную структуру собственности? Наверное в памяти всплывает завод, автомобильный или нефтеперерабатывающий. Хорошо, а теперь добавим в это сложное предприятие самолеты, огромное количество людей, пассажиров и персонал. В этом случае появится только одна ассоциация — аэропорт.
Действительно, что может сравниться с аэропортом? Даже завод подразумевает, что на территории присутствуют не случайные люди, а сотрудники. В отличие от завода, в аэропорту могут находиться и прилетающие-улетающие, и праздношатающиеся личности, и пассажиры, находящиеся в транзитной зоне и ждущие пересадки, и просто живущие там, например, как до недавнего времени бывший сотрудник Агенства национальной безопасности США Эдвард Сноуден.
В качестве примера можно привести крупнейшие аэропорты и хабы Европы и США, но давайте поговорим о нашем Московском аэроузле, в который входят:
■ Домодедово — самый крупный аэропорт РФ по числу перевезенных пассажиров по итогам 2012 года, более 28,2 млн, входящий в двадцатку самых загруженных аэропортов Европы.
■ Шереметьево — лучший аэропорт Европы по качеству обслуживания пассажиров (по оценкеАХIASQ (Airport-ServiceQuaLity) от 12 марта 2013 года). Второй по количеству перевезенных пассажиров в 2012 году, 26,19 млн человек.
■ Внуково — четвертый аэропорт в РФ по пассажиропотоку, 9,6 млн пассажиров в 2012 году, обслуживает спецрейсы президента и правительства РФ, авиации Роскосмоса.
Рис. 1. Аэропорт Внуково — правительственный аэропорт
МАСШТАБ ЗАДАЧ, НА ПРИМЕРЕ ШЕРЕМЕТЬЕВО
Итак, аэропорт. Давайте представим масштаб аэропорта на примере Шереметьево: аэропорт первого класса, категории IIIA по классификации ИКАО, имеющий две взлетно-посадочные полосы и способный принимать любые существующие на сегодня пассажирские широкофюзеляжные самолеты в режиме 58 операций взлета и посадки в час. Аэровокзальный комплекс включает в себя: 6 пассажирских терминалов, 1 терминал почтовых отправлений, 2 грузовых терминала. Транспортную доступность обеспечивает железнодорожная линия, соединяющая аэропорт с городом, маршрутные такси и автобусы от всех терминалов в разные точки близлежащих городов, плюс маршрут, соединяющий терминалы и проходящий по взлетному полю. Службы такси в каждом терминале, парковочная служба. Обслуживание пассажиров и самолетов, питание, транспортировка, медицинская служба, служба помощи инвалидам. Проверка пассажиров на запрещенные к провозу материалы и предметы, трехуровневая система автоматического досмотра багажа. Службы обеспечения и технического обслуживания воздушных судов, таможня, пограничный контроль. И это только при поверхностном изучении. По сути это целый город в городе.
Рис. 2. Терминал С — новейший терминал аэропорта Шереметьево
Управлять таким сложным предприятием возможно только с помощью современных методов автоматизации и ИТ. Именно поэтому в 2011 году был построен и внедрен Центр управления аэропортом — стратегический объект, позволяющий управлять бизнес-процессами аэропорта, оперативно координировать совместную работу всех участников процессов обслуживания воздушных судов, пассажиров и багажа, а также отслеживать и анализировать обстановку на территории аэропорта Шереметьево в режиме реального времени, анализ которой позволил повысить пропускную способность аэропорта на сегодняшний день до 35 млн пассажиров в год.
Итак, главным приоритетом при таком сложном и густонаселенном «городе в городе» является обеспечение безопасности жизни, на втором месте -оперативность работы, на третьем — снижение задержек, предупреждение и оперативная отработка всех нештатных ситуаций.
Система безопасности аэропорта Шереметьево включает в себя несколько подсистем:
■ контроль всех входящих, как на территорию аэропорта, так и в «чистую зону» вылета;
■ сортировку и просвечивание багажа и ручной клади с помощью современных интроскопов;
■ систему видеонаблюдения (внешней территории, терминалов, «чистой зоны» и территории ВВП);
■ систему пожарной охраны;
■ систему контроля доступа;
■ систему охраны периметра;
■ профайлинг, метод психологического тестирования;
■ службу кинологов.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОПОРТА
Какими качествами должна обладать любая система для аэропорта? Она должна отвечать следующим требованиям: гибкость, надежность, возможностью централизованного управления и, в то же время возможностью эксплуатации системы несколькими службами одновременно, эффективность, расширяемость, интегрируемость и обязательно наличие готовых проверенных внедрением инсталляций.
Рис. З. Аэропорт Шереметьево — ангар технического обслуживания летательных аппаратов
Гибкость — одно из основных требований к системам безопасности аэропортов, в частности к программному обеспечению (ПО). Дело в том, что хотя аэропорты решают одни и те же задачи, но структура управления каждого из них отличается и является уникальной и специфичной именно для этого конкретного аэропорта, поэтому ПО должно также гибко изменяться и настраиваться, обеспечивая наблюдение и постоянный контроль.
Наиболее гибкой можно назвать систему, которая может последовательно расти вместе с ростом бизнеса, на каждом этапе добавляя необходимый функционал. Именно поэтому все крупные игроки имеют как линейку программного обеспечения, так и возможность перехода с «младшей» версии на более функциональную «старшую». При этом компания, разрабатывающая ПО и рассказывающая о том, что у них единственная версия универсального ПО подходит для объектов любого размера в любой отрасли, вероятно, лукавит, так как с ростом бизнеса меняются как задачи, решаемые системой безопасности, так и требования к системе. Поэтому возможно два пути: либо специализация под отрасль, либо продуктовая линейка продуктов с разным функционалом для проектов разных масштабов.
Иными словами, качество и удобство решения должно проявляться как для крупного авиаузла, как, например, аэропорта в Дубаи, где установлено более 2-х тысяч камер, так и небольшого аэропорта как, например, аэропорт города Сургут, где общее количество камер только приближается к 100. Таким требованиям отвечают продуктовые линейки флагманов по разработке ПО, как например, продукция компании ITV, где представлена линейка начиная от SmartVideo для минисистем видеонаблюдения до 16 каналов, средних проектов — продукт Интеллект Лайт и флагман Интеллект — для крупных мультисерверных инсталляций.
Рис. 4. Аэропорт Куала Лумпур — Ситуационный центр
Надежность. Свойство, обязательное присутствующее во всем, что связано с авиацией, и перекликающееся с отказоустойчивостью. В качестве технологий, применяемых для повышения надежности, можно рассмотреть горячее резервирование, как, например, в продукте XPro-tectCorporate от Milestone, так называемый FaiLoverServer. Идея технологии заключается в автоматическом переносе конфигурации на запасной север при выходе из строя «боевой» машины. При этом происходит автоматическое переключение видеопотоков от видеокамер на резервный сервер, а после восстановления — обратное переключение с переносом архива для заполнения пробела. Существуют и более радикальные способы повышения надежности, например, в аэропорте Куала-Лумпур, где помимо избыточного резерва как средства обеспечения надежности: Failoverserver и стандартных IT «фишек», как дублирование каналов и Raid, был сделан мощный шаг для увеличения надежности путем создания двух полностью идентичных и независимых ЦОД, с полным дублированием всех видеозаписей на случай физического разрушения одного из них.
Особняком стоят решения, связанные с виртуализацией, blade серверами и отказом от привязки к определенному типу «железа».
Централизованное управление — это важный элемент системы, так как именно такой подход позволяет оперативно контролировать ситуацию и управлять всей системой из единого центра с точки зрения работы с самой системой: ее настройки и мониторинга состояния и работоспособности так и контроля процессов, наблюдаемых с помощью этой системы. Причем для повышения безопасности наиболее оптимально использовать клиент-серверную архитектуру построения системы с размещением серверов в закрытых для посторонних ЦОДах. То есть ПО должно иметь свою клиентскую программу для просмотра камер и отдельную клиентскую программу для управления и настройки; такая структура позволит разнести функции мониторинга, администрирования и контроля работоспособности, снизить риски.
Подобный функционал и архитектуру предлагают подавляющее большинство серьезных систем, представленных на отечественном рынке, такие как Macroscope от компании Сателлит Инновация, SecurOS от ISS, Интеллектот AXXON и т.д.
Возможность эксплуатации системы несколькими организациями/службами одновременно. Идея заключается в возможности построения единой централизованной системы видеомониторинга, задействовав в качестве составляющих системы отдельные (возможно независимые) элементы в виде локальных систем безопасности, то есть использование так называемой федерации (Federation). Такую структуру часто применяют в городских системах видеонаблюдения: одной и той же картинкой с камеры могут пользоваться разные службы города, решающие разные задачи. Например, одной камерой, установленной на перекрестке, одновременно пользуется:
■ ГИБДД для контроля транспортных потоков и регулировки движения.
■ Автобусный парк, контролирует движение автобусов.
■ Полиция, отслеживает перемещение криминальных элементов.
■ Службы города отслеживают движение поливальных машин.
Главное при этом, чтобы еще и граждане могли обращаться за фрагментами видеозаписи в случае, например, аварии для выяснения истинного виновника.
Federation, реализованная в продукте OMNICAST от канадской компании Genetec, заключается в том, чтобы объединить в единую виртуальную систему множество независимых подсистем, каждая из которых может являться самостоятельной единицей со своим собственным владельцем системы, разрешающим пользоваться частью своих камер головной структуре. Иными словами, федерация позволяет управлять удаленными независимыми системами так, как будто они часть единой структуры, повышая безопасность и эффективность управления множеством объектов. Подобная централизация через федерацию позволяет вести видеонаблюдение и одновременно управлять интегрированными системами с возможностью создания глобальных отчетов, управлением событиями и тревогами. Самое существенное преимущество заключается в том, что множество организаций могут работать с системой на своем уровне как с независимой структурой, но при этом позволяют расширять систему до любого масштаба.
Применительно к нашему примеру, аэропорту, система может выглядеть как набор независимых систем для службы управления воздушным движением, таможенной службы, службы работы с багажом, службы безопасности терминалов и службы управления полетами, каждая из которых может иметь свой собственный бюджет и расшить систему так, как им необходимо. При этом федеративная архитектура позволяет в Центре управления аэропорта пользоваться всеми камерами, расположенными на территории аэропорта, вне зависимости от ведомственной принадлежности системы. Конечно, при этом необходимо определить, кто имеет больший приоритет, например, при работе с поворотной камерой, но исчезает необходимость ставить по несколько камер от разных ведомств для наблюдения одной и той же картинки, что в итоге влияет на эффективность.
Рис. 5. Московские улицы — Система не позволяющая использовать ее совместно разным службам -приводит к лишним затратам на построение дублирующих систем каждой службой
Эффективность. Это требование можно рассматривать как эффективность использования существующих элементов (камер, серверов, сетевой инфраструктуры), что, несомненно, влияет и на общую экономическую эффективность, выражаемую, например, в снижении совокупной стоимости владения системой.
На эффективность влияет скорость внедрения новых технологий,
При оценке крупных проектов становится заметным, что большая часть бюджета тратится на подсистему хранения данных, проще говоря, на жесткие диски. Повысить экономическую эффективность может уменьшение этой, самой крупной статьи расходов с помощью прореживания архива, т.е. снижения количества кадров в старых архивах длительного хранения. Идея проста — если случилось
Расширяемость или масштабируемость — важный критерий при увеличении количества устройств в системе. Например, при вводе нового терминала система должна быстро и просто расширяться на новый терминал без потери управляемости существующими устройствами. Такое, простое на первый взгляд, требование, зачастую не выполняется в силу имеющихся ограничений, большая часть из которых на мелких и средних системах даже не приходит в голову. В качестве примера можно привести запрос видеопотока с IP-камеры. Часто в дешевых системах видеонаблюдения видеопоток на каждое клиентское рабочее место берется непосредственно с камеры. Однако при значительном увеличении пользователей, желающих просматривать одну и ту же картинку, с камеры запрашивается слишком много видеопотоков, в результате чего процессор и сетевая карта камеры не справляется с обработкой всех запросов, и возникают проблемы, как с отображением, так и записью, что для аэропорта неприемлемо.
Интегрируемость и наличие пула готовых, проверенных интеграций. Это простота и глубина проработки, возможность интеграции, наличие SDK или API, наличие подробной документации, позволяющей быстро производить интеграцию с дополнительными системами, требуемыми для той или иной задачи. Существенно упростить работу с программным обеспечением позволяет наличие готовых интегрированных модулей, например, видеоаналитики, такой как распознавание номеров, пересечение линии, оставленные предметы и т.д.
Невозможно быть первым во всех видах спорта сразу, также невозможно делать хорошуювидеоаналитику для всех случаев жизни. Исходя из этой идеи, стратегически успешными могут быть только компании, выбравшие путь открытой платформы и интеграции с партнерами по аналитике, поэтому у кого больше интегрированных партнеров, именно тот может предложить наиболее качественную систему, решающую задачи конкретного предприятия — аэропорта.
ВЫВОД
В современных рыночных условиях, при кризисах, разгорающихся друг за другом, у потребителей появляется желание сэкономить, в том числе и на безопасности, однако не стоит забывать, что скупой платит дважды. Построение высокоэффективной корпоративной системы безопасности, которая прослужит долго и будет решать все поставленные задачи и при этом легко может быть адаптирована для решения новых задач, не может стоить дешево, так как такие продукты сами по себе сложны и имеют развитый функционал, но не стоит бояться рассматривать продукты от лидеров рынка. Зачастую правильный выбор программного обеспечения позволит вам получить качественную многофункциональную систему, работать с которой будет удобно и легко, и при этом такой выбор ведет к экономии на других статьях расходов, снижению количества обслуживающего персонала, простоте внедрения новых технологий, повышающих эффективность, к повышению скорости реакции на нештатные события. Существенно упростить и автоматизировать работу системы безопасности может взаимная интеграция подсистем, что приводит к появлению эффекта синергии, когда разные системы безопасности успешно работают в связке, дополняя друг друга и снижая количество ложных оповещений.
Еще одной причиной повышения эффективности и снижения роли человеческого фактора может быть внедрение аналитики, которая способна выявлять подозрительные действия пассажиров и персонала, вести подсчет людей, реагировать на оставленные предметы, оповещать об упавшем человеке на территории аэропорта, такие алгоритмы позволяют оператору уйти от рутины и вмешиваться только тогда, когда ситуация требует принятия оперативных решений или ручного управления.
сирены,
источник питания,
IP-видеосерверы,
видеонаблюдения,
программное обеспечение,
видеорегистраторы,
мониторы,
Smartec,
видеокамеры,
новинки