Шлагбаумы
Шлагбаум, как известно, – одно из самых распространенных периферийных исполнительных устройств контроля передвижения автотранспорта в рамках общей системы безопасности на объекте, например СКУД. При этом параллельно с рынком безопасности не меньшей популярностью это устройство пользуется и на рынке автоматических ворот и дверей (gate automation).
При этом параллельно с рынком безопасности не меньшей популярностью это устройство пользуется и на рынке автоматических ворот и дверей (gate automation).
В данном сегменте продаваемые потребителям шлагбаумы являются самоценными устройствами, предназначенными для преграждения въезда/выезда с каких-либо территорий (коттеджи, гаражные кооперативы, дворы жилых домов и т. д.). Как правило, они оснащены системами управления без персонализации пользователей, чаще всего – с использованием радиобрелоков. Этот рынок в стране сформировался раньше рынка систем безопасности, и оборот по недорогим моделям шлагбаумов на нем даже больше, чем на рынке ТСБ.
Но наша сегодняшняя тема – обзор и подходы к классификации шлагбаумов, выполняющих функцию исполнительных устройств в технических системах безопасности. Здесь, на мой взгляд, нужно рассматривать такие основные категории, как надежность устройства, его конструктивное исполнение и, естественно, ценовой диапазон. Потому что устройство современного шлагбаума, в общем-то, несложно: электродвигатель с редуктором и электронным блоком управления, приводящие в движение стрелу определенного вылета. Цена изделия, как правило, в полной мере отражает качество исполнения всех этих узлов: двигателя, редуктора, функционала управляющей электроники.
В самом начале развития этого рынка, а его возраст, по мнению большинства экспертов, составляет чуть больше 10 лет, в России появилось несколько недорогих марок итальянских шлагбаумов (в том числе Novotecnica и GiBiDi). Примерно тогда же на нашем рынке появилась марка CAME.
Две первые марки относятся к сегменту наиболее дешевых электромеханических шлагбаумов. И, как это часто случается, именно они во многом предопределили уровень понимания тогдашним клиентом, что же такое шлагбаум. Отчасти данный факт не всегда был им на пользу, потому что эти шлагбаумы пытались ставить везде, в том числе и на объектах с очень большим трафиком проезда транспорта. Естественно, ресурс этих устройств не позволял им функционировать продолжительное время в таком интенсивном режиме. Эти марки представлены на рынке и сегодня в своей нише, являясь оптимальным решением для ограничения проезда во дворы жилых домов, небольшие офисные стоянки, при въездах в коттеджные поселки и т. д. Стоимость их – порядка 700–900 евро.
Самый большой оборот продаж шлагбаумов для технических систем безопасности, самые заметные шаги по продвижению и, соответственно, самая большая конкуренция сегодня наблюдаются в ценовой нише до 1200–1500 евро. Безусловно, это прежде всего продукция итальянских производителей, которые уже несколько десятилетий постоянно модернизируют механику и совершенствуют дизайн моделей, которые в понимании среднего заказчика (и не только в России) являются оптимальными по соотношению цена/качество. Среди марок этого уровня можно назвать CAME, BFT, NICE, Genius (Casali). Здесь помимо таких важных факторов, как цена и надежность, можно отметить правильные маркетинговые ходы и грамотное продвижение продукции на рынке компаниями-дистрибуторами.
Самый яркий тому пример – продвижение шлагбаумов CAME. Политика отношений дистрибутора с производителем, дилерская сеть по всей стране, организация логистики, рекламные акции, горячая линия поддержки по бесплатному телефону – все это позволило при примерно равных качественных показателях изделий этой марки с продукцией конкурентов занять лидирующие позиции.
Однако требования по оборудованию шлагбаумами крупных транспортных и складских терминалов, появляющихся и восстанавливающихся промышленных производств существенно выше, чем эксплуатационные характеристики изделий этого диапазона. На подобных объектах применяются шлагбаумы более высокого класса. Один из примеров – это гидравлические шлагбаумы стоимостью до 2000–2500 евро. Их конструктив – электронасос и гидроцилиндр с блоком управления.
При определенных климатических условиях эти устройства надежны, работают бесшумно, скорость поднятия и опускания стрелы, что помимо ресурса на наработку является одной из основных характеристик для шлагбаумов, достаточно высока.
Но при низких температурах в зимнее время в работе гидравлических шлагбаумов могут возникнуть проблемы, связанные с тем, что масло в системе становится чересчур вязким. Справедливости ради надо сказать, что сегодня ведущие производители гидравлических шлагбаумов заявляют о том, что для российских условий разработано специальное всесезонное масло.
В том же верхнем ценовом диапазоне представлены электромеханические шлагбаумы, которые от их более недорогих аналогов отличает, прежде всего, качество изготовления механической части и управляющей электроники, зачастую представляющей собой управляющий контроллер, функциональные возможности которого в разы превышают функционал более простых устройств. Блок управления у шлагбаумов такого класса обычно имеет массу дополнительных функций, расширяющих области его применения. Среди них специальные дополнительные входы для управления светофорами (в том числе, трехцветными), дополнительные входы для установки второго магнитного детектора петель, розетки 220Vac для подключения внешних потребителей и т. д.
Такие изделия предназначены для использования на объектах с высоким трафиком автотранспорта, их ресурс исчисляется миллионами открываний. Основные марки на российском рынке в этом классе: MAGNETIC и ELKA, а также Automatic Systems.
Одна из важнейших качественные характеристик шлагбаума – соотношение длины вылета стрелы и времени ее открывания. У недорогого электромеханического шлагбаума вылет стрелы несколько больше времени открывания. Четырехметровая стрела открывается за 5–8 секунд. У изделий более высокого ценового диапазона такая же стрела открывается чуть более чем за 3 секунды.
Отдельная группа шлагбаумов – так называемые быстрые шлагбаумы, предназначенные, прежде всего, для платных автодорог, где интенсивность работы очень высока. У этих изделий при максимально усиленной электромеханической части блок управления обычно несложный, что определяет его надежность и простоту в управлении внешними системами контроля, короткий вылет стрелы – до 2,5–3 м, время ее открывания – меньше секунды. Такие устройства присутствуют в линейках практически всех ведущих компаний верхнего ценового уровня.
Другой вариант – шлагбаумы индустриального применения, например, для перекрытия транспортных магистралей, въездов в туннели в случае каких-то экстренных ситуаций, открывающие въезд/выезд крупнотоннажного транспорта на крупных грузовых терминалах или к авиационным ангарам. Вылет стрелы у таких шлагбаумов может достигать 12–15 метров. Сама конструкция такого шлагбаума тоже имеет отличия прежде всего в способе крепления стрелы к корпусу и наличием помимо мощных балансировочных пружин специального противовеса внутри корпуса, поскольку стрела сама по себе имеет весьма большую массу и парусность. Другой вариант конструкции шлагбаумов для этой сферы использования – откатные шлагбаумы с движением стрелы в горизонтальной плоскости.
Нельзя не сказать и том, что хороший шлагбаум – это еще достаточно простая инсталляция. Все что нужно – это повесить стрелу, подключить питание и настроить необходимый на этом объекте алгоритм работы. Все остальное было сделано на заводе.
|
новинки, Pelco, видеокамеры, Smartec, мониторы, видеорегистраторы, программное обеспечение, видеонаблюдения, IP-видеосерверы